СОЧЕТАНИЯ
Уши сведены и направлены вперед, такое впечатление, что они даже наклонены вперед, губы сдвинуты вперед, хвост поднят до упора, напряжен или поднят, напряжен, подрагивает, как антенна, рычание при постоянно открытых зубах, губы сдвинуты вперед. — «Тебя не боюсь, сейчас буду атаковать».
Уши сложены и немного прижаты к голове, губы немного оттянуты назад, хвост, поднят не до упора, рычание, при подергивающихся губах.— «Не боюсь, а немного опасаюсь, лучше обойтись без драки, но если ты нападешь, буду драться».
Уши сложены, оттянуты назад и сильно прижаты, губы сильно оттянуты назад, углы губ опущены, хвост поджат между ног, рычание при периодически открываемых зубах.— Панический ужас. Если переступить дистанцию бегства (расстояние, необходимое для осознания безопастности) со страху может с визгом укусить. Очень опасное состояние, лучше обойти. Шерсть дыбом — возбуждение. Шерсть поднимается от холки до 2—4 хвостового позвонка. Чем выше степень возбуждения, тем длинней (к хвосту) полоса вздыбленной шерсти.
ЗВУКИ
Ворчание (низкий звук при сомкнутых губах) бывает ласковое и угрожающее. Ворчание ласковое — басовито — перекатывающиеся звуки, как правило, сопровождаются тыканьем
лбом, подаванием лапы и т. п. — выражение любви, доверия, желание контакта. Ворчание угрожающее — прекрати делать то, что делаешь, мне это не приятно. Я показал бы зубы — да не могу: мешают социальные комплексы.
Рычание (низкие угрожающие звуки при демонстрации зубов). Рычание при постоянно открытых зубах, губы сдвинуты вперед. — «Немедленно прекрати, я тебя сейчас укушу»! И ведь, правда, укусит.
Рычание, при подергивающихся губах. — «Прекрати, могу укусить!».
Рычание, при периодически открываемых зубах (уши прижаты, губы сильно растянуты). — «Ты угрожаешь моей жизни! Боюсь, но укушу! Не подходи!».
Рык короткий, через плечо. — «Отстань!».
Рык короткий, напряженно, остановившийся взгляд устремлен в глаза противника — за этим, как правило, следует бросок.
Рык долгий, раскатистый, громкий. — «Выходи на честный бой или убирайся прочь!»
Лай короткий, на чуть более высоких нотах — радостный.
Лай громкий, раскатистый. — «Я смелый! Это — мое! Я буду это защищать!»
Лай — призыв к хозяину обратить внимание. Сигнал о возможной опасности.
Лай частый, громкий, иногда захлебывающийся. — «Опасность!!»
Лай тихий, однократный. — «Я хочу привлечь к себе внимание».
Чем больше собака уверена в себе, тем более низкие звуки она издает (конечно, нужно учитывать породу).
Визг — высшая форма неуверенности и ужаса (аналогичен женскому).
Когда вы хотите объяснить собаке, что вы лидер, не кричите, а измените тембр голоса на более низкий.
Громкий, демонстративный зевок с прискулом. — «Я не одобряю твоих действий». (Чем громче и длинней прискул, тем сильней неодобрение.)
Скуление — просьба.
Пыхтение (рот в улыбке до ушей, как правило, во время игры). — «Мне с тобой хорошо и весело!»
Вой — песня печали, одиночества и грусти. Призыв.
ВЗГЛЯД
Прямой, напряженный, сконцентрированный на одной точке — напряженное внимание, готовность к действию.
а) «Я тебя не боюсь, я — сильный»;
б) «Жду команды или кусочка».
Отводит взгляд в сторону. — «Ты сильнее и я это признаю».
Отводит взгляд в сторону и подставляет шею. — «Сдаюсь, подчиняюсь».
Обычно таким жестом собаки показывают, что позволяют хозяину делать с ними все, что ему нужно.
Взгляд искоса. — «То ли я делаю?»
Глазки вверх, полные тоски и печали. — «Пожалейте меня, несчастную, уделите внимание (зачастую с тяжелым вздохом), одарите кусочком».