[align=center][color=black][b][size=16]РАННЯЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ СТИМУЛЯЦИЯ ЩЕНКОВ[/size][/b][/color][/align]
Известно, что каждое животное обладает некоторыми особенностями поведения, то есть способностью воспринимать внешние воздействия, анализировать их, запоминать, различать в них существенное и второстепенное и соответствующим образом реагировать на них. Собаки, которых используют для различных видов служебных работ, должны обладать определёнными свойствами высшей нервной деятельности. Поэтому перед началом курса дрессировки собаку обычно тестируют с целью определения у неё преобладающих поведенческих реакций, чтобы спрогнозировать её способности к обучению. Но на протяжении всей жизни животное использует только небольшую часть тех возможностей, которые даны ему природой. Говоря другими словами, то, насколько одна собака лучше и быстрее другой поддается обучению, зависит от эффективности использования ее задатков.
Первые селекционеры исходили из предположения, что все нужные качества дети наследуют от родителей. Однако на практике так происходит далеко не всегда. И те, кто занимается разведением животных, знает об этом далеко не понаслышке. Обширные исследования, проведённые Каннингэмом (1991), показали, что только около 35% способностей животного определяются наследственностью, остальные 65% имеют другое происхождение (воспитание, выращивание, питание).
Учёные начали искать методы стимуляции животных для усиления их природных возможностей. Стало известно, что организм наиболее восприимчив к определённым методам стимуляции в период раннего развития, поэтому все внимание ученых было направлено на первые недели и месяцы жизни животного.
Щенки рождаются с закрытыми глазами. В этом возрасте они в состоянии только обонять, сосать и ползать. Пищеварительная система обладает ограниченными возможностями и требует регулярной стимуляции. Вылизывая щенков, мать стимулирует их пищеварение и процессы моче- и каловыделения. Температура тела щенка регулируется близостью матери или щенков-однопометников. Исследователи установили, что именно в период первой недели жизни щенки наиболее чувствительны к тепловой и тактильной стимуляции.
Многие другие млекопитающие также рождаются с ограниченными возможностями и у них также наблюдается эффект ранней стимуляции. Выяснилось, что ежедневное удаление крысят от гнезда на три минуты в первые 5-10 дней жизни приводило к понижению температуры тела. Этой мягкой формы стресса было достаточно для стимуляции гипофиза и надпочечников. Подопытные животные, подвергшиеся эффекту ранней стимуляции, будучи взрослыми, гораздо легче переносили стрессовые ситуации (в сравнении со своими братьями и сестрами, которые не подвергались ранней стимуляции) и оказывались более устойчивыми к различным формам рака и инфекционных заболеваний, легче и дольше переносили голод и холод. Был отмечен и вторичный эффект: половая зрелость у этих животных наступала раньше.
Рассмотрим, что подразумевается под термином «стресс». Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее постоянство внутренней среды организма. Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье ввел дополнительно понятие «положительный стресс» (эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс. Термином «эустресс» он обозначил два явления - стресс, вызванный положительными эмоциями, и несильный стресс, мобилизующий организм. Дистресс — негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека или животного и может привести к тяжелым заболеваниям. Таким образом, стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая научно описанные симптомы и фазы — от активации физиологических механизмов до истощения.
До сих пор оптимальная продолжительность стресса, необходимая для обеспечения в будущем физиологического и умственного преимущества неизвестна. Так, стрессовое действие, необходимое для одной особи, может оказаться слишком сильным для другой, и «передозировка» стресса может, наоборот, затормозить развитие. Но ученые согласны с тем, что стресс имеет определенное положительное значение для формирования способностей животного.
Американские военные для своей кинологической программы разработали метод ранней стимуляции нервной системы (или нейростимуляцию), который является одним из передовых в этой области. Для улучшения обучения рабочих собак, используемых в военных целях, была разработана программа «Био Сенсор». Позже она стала известна под названием «Супер-собака». Это комплекс из пяти упражнений — воздействий, которым в естественных условиях раннего периода своей жизни щенки не подвергаются.
Для нейростимуляции щенков в возрасте от трех до шестнадцати дней комплекс упражнений проводился один раз ежедневно. Кинолог начинал с любого щенка и стимулировал его, используя, все пять упражнений в определенной последовательности. Только выполнив всю серию упражнений от начала до конца, он мог перейти к следующему.
Несмотря на кажущуюся простоту этого метода, было установлено, что ранняя неврологическая стимуляция может давать длительный положительный эффект. У особей, прошедших программу «Супер-собака», наблюдались такие преимущества, как улучшение работы сердечно-сосудистой системы, повышение устойчивости к стрессам, повышение сопротивляемости к болезням. Щенки, прошедшие стимуляцию, выделялись своей активностью, находчивостью и доминировали над своими однопометниками, с которыми не проводились упражнения.
В настоящее время некоторые владельцы частных питомников собак стали внедрять в практику данный метод стимуляции щенков. И в последнее время в рекламных объявлениях, которые предлагают к продаже щенков служебных пород, можно встретить выражение «щенки прошли раннюю неврологическую стимуляцию» или просто — «щенки простимулированны».
Мы решили исследовать, насколько этот метод выращивания собак является эффективным в условиях небольших частных питомников. Поэтому целью нашей исследовательской работы было изучение влияния ранней неврологической стимуляции щенков на дальнейшее их развитие.
Исследования проводили в условиях двух племенных частных заводов по разведению собак «Ульфи'с» и «Ig Dol Blatanna» (г. Сумы). Объект исследований — щенки породы немецкая овчарка, родившиеся от трех родственных племенных сук. Методом пар-аналогов были отобраны две группы новорожденных животных: в контрольной 8 голов, в опытной — 9. Обе группы щенков содержались вместе со своими матерями, но с животными опытной группы в возрасте с третьих по шестнадцатые сутки от рождения проводились дополнительные упражнения по неврологической стимуляции их нервной системы по программе «Био Сенсор».